Розы в китайской вазе — Ванесса Белл

Розы в китайской вазе   Ванесса Белл

Талант Ванессы Белл — не из самых больших в истории живописи. Однако ее работы подкупают радостным приятием жизни, а ее творческий путь — честностью. Пройдя постимпрессионистическую школу и даже окончив ее с отличием, художница с легкостью отказалась от лавров лидера английского постимпрессионизма, поняв, что не в упрощении формы и не в экспериментах с цветом ей следует искать себя. Ее работы постимпрессионистического периода блестящи, но в них нет той «легкости вдоха и выдоха», к которой она стремилась. И Белл идет дальше.

Можно ли назвать перемены, произошедшие в ее стиле в 1930-е годы, «возвращением» ? И да, и нет. Да — потому что она, в известном смысле, действительно возвращается к тому, с чего когда-то начинала. Нет — потому что теперь ее стиль обогатился бесценным опытом «другого видения». Собственно, само понятие «возвращение» применительно к пути художника всегда имеет привкус поражения. Вкус победы у возвращения появляется лишь тогда, когда оно — возвращение к себе, к целостности своего творческого «я».