Русский фольклор был источником вдохновения для художников на протяжении многих веков. Перед нами живописная интерпретация русской народной песни о плаче по умершему. Три женщины на могиле: мать, сестра, жена.
Безутешно горе старушки-матери, обнимает она могилу сына, словно хочет обнять его самого, не оторвать ее от деревянного креста. Тиха и спокойна печаль сестры. Вылечит время, сотрет воспоминания, утешит она горе. Горе молодой вдовы, кормящей грудью сироту, ушло. Хитро поглядывает она на солдата, проходящего неподалеку. О ее горе напоминает лишь траурный черный платок, практически спадающий с плеч. Скорбь ее напускная, неискренняя.
Аллегорическая композиция полна символического звучания. За свежей могилой, на которой скорбят родные люди, виднеется несколько заброшенных могил со сломанными крестами. Человеческая память коротка, смерть близкого человека, так тяжело переживаемая поначалу, с течением времени проходит, уступая место новой жизни, не прерывающейся ни на минуту. Разницу между своими героинями автор подчеркивает цветом их одежды: мать — черный и темно-синий, сестра — светло-коричневый, жена — белый и оранжевый. Композиционно все фигуры вписываются в треугольник с вершиной — крестом. Небо в работе написано сложно.
С одной стороны оно не безупречно чистое, с другой стороны его нельзя назвать тяжелым. Словно сама жизнь, с просветами и темными пятнами, небо лишь смягчает тяжелую атмосферу скорби на могиле, внося нотку грустного оптимизма. Несомненно относимая к жанровой реалистической живописи, картина по своему символическому и аллегорическому содержанию явно написана под воздействием лучших образцов западной живописи эпохи классицизма. За эту работу художник был удостоен малой золотой медали училища.