Василий Перов — выдающийся живописец, его мастерство, вклад в развитие русского изобразительного искусства и отечественной культуры трудно переоценить. Он был наделен уникальным талантом, позволяющим писать настоящие шедевры.
В числе его работ было немало картин, получивших высокую оценку от критиков Императорской Академии художеств. За одну из них — «Проповедь в селе» — художник был удостоен большой золотой медали, получить которую могли редкие мастера кисти. Дополнением к престижной награде стала оплачиваемая Академией пенсионерская поездка за границу. Результатом путешествия стали прекрасные полотна, сюжетами которых стали сценки уличной жизни европейских городов. В этот период, во время пребывания в Париже и была написана картина «Шарманщик».
Художник знакомит зрителя с городским шарманщиком, человеком, которого каждый день в любую погоду можно встретить на улицах французских городов. Но изображен он не во время работы, а отдыхающим после долгой однообразной и утомительной работы. Шарманщик сидит на каменной лавке, подперев рукой подбородок и устремив в никуда полный раздумий рассеянный взгляд. Но что за мысли овладели им? Художник стремился передать это посредством особого положения головы, рук, отрешенный взгляд. Возможно, уличный музыкант пытается представить, какое будущее его ждет, как ему дальше зарабатывать на кусок хлеба, как живут другие люди и что за проблемы тревожат их.
Рядом с ним — маленькая, забавляющая публику обезьянка и старая шарманка, приносившая совсем скромный доход. Шарманщик изображен на фоне разрушающейся со временем каменной стены. Быть может — это не просто стена, а символ былой стати и утраченных надежд. Сидящий у развалин музыкант словно повторяет историю этой стены — былые желания и мечты не осуществились и вряд ли осуществляется, если позволить жизни идти своим чередом. Шарманщик размышляет о прошлом, настоящем и будущем. Кто знает — может именно сейчас он примет решение, которому суждено изменить его судьбу?
Несмотря на высокую оценку работ Перова этого периода, самому художнику создаваемые полотна удовлетворения не приносили. Ему казалось, что написание чужих нравов выходи не таким успешным, как изображение дорого сердцу русского быта. Вместе с тем, в «заграничных» работах, и в «Шарманщике» в том числе, художнику удалось показать скрытые детали обыденной жизни, проявив прекрасное знание психологии и глубокое видение человеческих проблем.