Творчество Н. Касаткина стало одним из завершающих этапов в развитии живописного искусства передвижников. Картины художника явили миру новые образы, новых героев, характерных для назревающей эпохи социально-политических перемен.
Большое внимание уделял Касаткин жизни молодого, стремительно развивающегося русского пролетариата. Несладкий быт бедного рабочего народа был знаком художнику с самого детства. Искренне уважая людей труда, он стремился посвятить свое творчество правдивому изображению их тяжелой жизни с ее печалями и радостями. При этом особый интерес вызывал у Касаткина быт шахтеров. Художник даже неоднократно посещал Донецкий бассейн, чтобы глубже понять и точнее передать на холсте стороны жизни тружеников угольных шахт. Поначалу шахтеры относились к незваному гостю недоверчиво. Встревоженные слухами о том, что на самом деле Касаткин был тайным царским сыщиком, они даже планировали подстроить несчастный случай — сбросить художника в шахту. Но после нашли с ним общий язык, сдружились и даже фотографировались вместе.
Окруженный сплоченным коллективом работников и работниц Донецкого бассейна, Касаткин создал прекрасные в своей силе и вере в светлое будущее образы. Наиболее удачными среди них были образы женские. Яркий тому пример — скромная по размерам, но богатая духовным содержанием картина «Шахтерка».
Небольшой, написанный с натуры этюд занимает почетное место в коллекции выдающихся полотен Третьяковской картинной галереи. В центре холста изображена молодая девушка, труженица донбасских шахт. В ее насмешливом взгляде, горделивой и в то же время непринужденной позе читается спокойная уверенность в себе и своих силах — отличительная черта поднимающегося русского рабочего класса. Невероятно обаятельная, излучающая внутреннее тепло и неиссякаемую энергию, молодая шахтерка покоряет зрителя с первого взгляда. Милая и женственная с одной стороны и решительная и бойкая с другой, она завораживает своей непосредственностью и открытостью.
Раскрыть сложный внутренний мир героини картины, показать ее чувства и мысли — задача, которую ставил перед собой Касаткин, создавая «Шахтерку». На решение задачи работала выбранная художником композиция картины: фигура работницы практически вплотную приближена к раме, шахтерка — главный образ, занимающий собой большую часть площади холста. Касаткин использует минимум обстановки, уделяя все внимание передаче живой пластики чистого лица и женских рук, прописывая остальные детали обобщенно.
На шахтерке — старенькая потрепанная серая кофта и когда-то светлая, вылинявшая со временем юбка, робко выглядывающая из-под темного форменного фартука. Но явная бедность наряда не бросается в глаза — кисть мастера показала не убогость и простоту платья, а его живописное богатство.
Цветовая палитра картины не отличается большим разнообразием и яркостью. Преобладающий тон — серый, типичный цвет всех шахтных мест. Но простой серый волею художника обращается на холсте в россыпь оттенков — здесь и тяжелый дымчатый серый, и легкий жемчужный, и серо-голубой, и почти черный. Красота, раскрытая в простоте, придает образу изящное очарование и внутренний свет. Характеру изображаемой героини соответствует и непринужденная манера письма при выверенной точности рисунка, в которой выполнена картина. Вместе они составляют целостный, гармоничный и законченный образ.
Касаткина справедливо называют художником-новатором, создававшим передовые в культурном отношении произведения. Оптимизм и вера в свои силы, физическая и духовная красота рабочего человека — главные черты героев рождающегося заново государства. «Шахтерка» и похожие на нее образы, написанные Касаткиным, стали отправной точкой в становлении и развитии советской живописи, нового мира чувств и идей.