Уистлер работал в самых разных техниках. Помимо картин маслом и гравюр, он создал большое количество литографий, акварелей и пастелей. Именно пастель оказалась той техникой, в которой художник наиболее полно смог выразить свое понимание цвета.
Сюжеты пастелей Уистлера отличаются разнообразием. Одной из лучших его пастелей считается «Шторм — закат», 1880 , созданный во время пребывания художника в Венеции.
На зернистой коричневой бумаге он набрасывал черным мелом контуры будущей картины, после чего переходил к цветной пастели. Импрессионистический пейзаж «Фигуры на берегу залива» написан буквально несколькими штрихами пастельного карандаша, в то время как фигурный этюд «Фиолетовая нота», 1885-86 отличается скрупулезной деталировкой.
В 1881 году Уистлер показал свои венецианские пастели на выставке Общества изящных искусств. Эту выставку сопровождал такой оглушительный успех, что в следующем году было основано Общество американских художпиков-пастелистов.