Американский художник Джеймс Уистлер, так же как и импрессионисты, желал запечатлеть на холсте то едва уловимое и столь прекрасное мгновение, которыми так богат реальный мир. Разделяя учение Шарля Бодлера о синестезии, он находил в этом процессе много общего с прослушиванием музыкальных произведений. По аналогии с ними художник давал своим работам необычные названия вроде «Симфония» или «Импровизация», а особую музыкальность образов подчеркивал гибкостью линий и плавными цветовыми переходами.
Несмотря на то что творчество Уистлера близко к импрессионизму, его трудно отнести к данной школе. Он был, скорее, самобытным художником: любил экспериментировать и синтезировать приемы из самых разных направлений и течений, не отдаваясь целиком ни одному из них.
Нежная и трогательная композиция «Симфония в белом № 1: девушка в белом» — это один их трех ноктюрнов с изображением девушек в светлой одежде. Картина, выставленная в Салоне отверженных в 1863 году, вызвала смех и издевки критиков. Зрители не приняли такую неординарную живопись.
Художнику позировала ирландка Джоанна Хиффернан. Для нее эта работа в качестве модели была дебютом. Уистлер восторгался Джоанной и ее рыжими волосами до такой степени, что, работая над полотном «Уоппинг», мечтал как можно скорее продолжить писать портрет. Впоследствии эффектная ирландка стала его возлюбленной.
Волчий оскал диссонирует с общим настроением картины и контрастирует с печальным и немного испуганным лицом Джоанны. Лилия в руках девушки символизирует собой символ чистоты и благородства.