«Голубой период» — самая пронзительная страница творчества Пабло Пикассо, не только из-за событий ему предшествующих, но и ввиду особенности техники мастера, а также выбранного доминирующего колорита. Холодный, даже ледяной синий во всех своих вариациях становится главенствующим цветом.
«Старый гитарист» является одной из показательных работ, и по технике, и по сюжету, и по силе трагедии. Мы видим седого оборванца, находящего утешение в старенькой гитаре. Одежда его напоминает лохмотья, а тело настолько истощало, что вытянутые худые пальцы рук некоторыми критиками воспринимаются как дань уважения Эль Греко.
Угловатую фигуру живописец нарочно поместил в замкнутое тесное пространство, еще и вывернув ее в неудобную позу. Все это подчеркивает человеческие страдания и чувство безысходности, а также нестерпимое одиночество. Оторвав взгляд от странных рук, первое, что обращает на себя внимание глаза старца. Они слепы. Эта трагическая краска также была не единожды применена Пикассо.
В картинах «Завтрак слепого», «Мальчик и нищий», «Селестина» герои смотрят на зрителя невидящими или почти невидящими глазами. Все это оказывает невероятно сильное воздействие и находит эмоциональный отклик. Картину не раз сравнивали со своеобразным автопортретом, причем она не является отображением внешности автора, а скорее его тяжелого внутреннего состояния в связи с утратой близкого человека.
Не так давно ученые Чикаго просветили картину на рентгене, и увидели, что первым на холсте появился совсем другой сюжет — женщина, кормящая грудью. Впоследствии автор создал на ее месте слепого старика в голубых тонах, однако, контуры лица предыдущей героини до сих можно различить за левым ухом гитариста.