Работа Николая Рериха «Святой Франциск» является парной к полотну 1932 года «Святой Сергий Радонежский». Картина написана в том же 1932 году и в настоящий момент располагается в коллекционных фондах Музея Николая Рериха в Нью — Йорке.
На картине Святой Франциск изображен в «великой простоте». Образ Франциска предельно аскетичен. Великий святой облачен в простое скромное монашеское одеяние. В руках он держит маленького голубя. Монашеское платье Франциска довольно просторное и крупные вертикальные линии, рисующие складки, подчеркивают хрупкость, бестелесность святого. Резкие скулы и тонкий заостренный нос, небольшие ладони и босые ноги — все это являет собой невероятную духовность и аскетичность, отрешенность от всего земного.
Небольшой крестик, прикрепленный к поясу, своего рода, служит скромным знаком служителя Бога. Мир и покой образа начинается уже с изображения голубя в руках Франциска и усиливается изображением цветущего куста с гнездом птиц. Небольшие розовые цветки дополняют этот легкий без нарушающих гармонию излишеств, предшественников порока. Птицы, их торопливые силуэты, совершенно беззаботны. Птицы не боятся Франциска, чувствуя милосердие и тепло, исходящее от него. Темные синие облака не касаются светлого мира, оберегаемого Франциском, лишь осторожно окаймляя его края. Тепло и свет исходят от земли, упираясь лишь где-то очень высоко в темно-синее небо.
За фигурой Франциска изображен монастырь как символ духовной обители и монашеского ордена, основателем которого является прославленный святой. Образ монастыря прост по цветовому и композиционному решениям. Открытые приглушенные цвета, без детальной прорисовки, лишних подробностей и украшений. Скромный образ монастыря как будто охраняют небольшие горы красивых оттенков темперы фиолетового цвета. Мотив простоты звучит и в композиции, и в выборе сдержанных решений. Между тем, полотно Рериха «Святой Франциск», пусть и не насыщено яркими цветами, но изображение строится на контрасте, что обогащает восприятие, вносит необходимую красочность и яркость образов, делая визуальный ряд более динамичным и интересным.
Полотно Рериха «Святой Франциск» — серьезная долгая работа мысли и духа автора, способного силой искусства воплотить и сделать более живыми и близкими столь сложные не просто великие, но святые образы. При этом малейшая ошибка губительна как для творца, так и для создаваемого им образа. Подобная великая ответственность достойна великого мастера.