Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Картина наполнена покоем и тишиной, свойственным самым значительным произведениям Гертгена. Среди свободно развивающегося вглубь пейзажа, с тенистыми рощами озерами и лужайками с незатейливыми лесными цветами, запечатлен погруженный в глубокое раздумье Иоанн. Облик Иоанна — нескладно скроенный простолюдин в грубом домотканом одеянии, с босыми натруженными ногами, но с лицом мыслящего духовно значительного человека. У ног его прилег агнец, символизирующий грядущую жертвенную смерть Христа.
Мастер открыл мягкое обаяние простого человеческого чувства — его интересует внутренний, духовный мир человека. В нескладной фигуре с некрасивым, но обаятельным лицом художник словно провидит «рембрандтовский» идеал будущего, подразумевающий первенство нравственного величия перед физической красотой.
Небольшой формат произведения связан с его новой назначением — работа написана для бюргерского жилого дома. Такого рода домашние образы индивидуального благочестия пришли на смену монументальным церковным алтарям, преобладавшим в первые десятилетия XV века. Появление таких домашних образов связано с распространением религиозного искусства в миру, как бы нисходящего на землю, в сферу человеческих чувств, мыслей и чаяний.