В XVII в. в живописи наблюдалось все более жесткое разделение на жанры, такие как бытовая сцена, портрет, пейзаж и натюрморт. Связано это было с тем, что изобразительное искусство постепенно отходило от строгих рамок религиозных задач, становясь доступным большему числу людей. Демократизация сопровождалась желанием соответствовать вкусам самой широкой публики, однако не стоит думать, что живопись утратила свою первооснову. Напротив, многие интересные находки обнаружились именно на этом пути.
Одним из видных голландских мастеров XVII столетия, работавших в жанре бытовой сцены, являлся Ян Стен. Картины Стена — не мораль, не приглашение к размышлениям над «вечными вопросами». Это веселые зарисовки повседневной жизни, какой видит ее художник, иногда с грубоватым юмором, иногда с тонкой иронией. Повествование доминирует в полотнах, а сам Стен предстает великолепным рассказчиком.
Известно, что Стен был содержателем трактира, что является весьма занимательным моментом в биографии художника. В то время живопись была малодоходным занятием, поэтому многие художники искали дополнительные источники средств к существованию, и это не являлось зазорным. К тому же ежедневные знакомства и постоянные наблюдения над различными типами людей тренировали глаз, обостряли интерес к деталям, что и позволяло Стену добиваться удивительной легкости письма, передавать весь колорит ситуации ярко, занимательно и точно. Да и сам Стен был человеком веселым и искренне любил то, что изображал. Сюжетами же для его картин чаще всего становились сцены общей радости, довольства с множеством танцующих, поющих и смеющихся людей.
Стен непосредственен в изображении именно таких мгновений. Он — мастер многофигурной композиции и детальной обрисовки, острой характеристики персонажей и передачи настроения. Незначительные на первый взгляд детали играют у Стена едва ли не главную роль. Их совокупность и точное соположение живописец использует для воссоздания атмосферы события на полотне, подчеркивания индивидуальных черт своих героев. Детали объединяются, между ними устанавливаются связи, они начинают взаимодействовать, и в результате складывается целостная картина, в реальности которой невозможно усомниться.
Яркой иллюстрацией всего сказанного может послужить картина «Танцующая компания», написанная в 1663 г. Сюжет все тот же: разгоряченных вином людей, совершенно случайно оказавшихся в одно и то же время в одном и том же месте, начинает охватывать беспричинное чувство радости. Оно ширится, люди постепенно начинают друг от друга «заражаться» им, и вот уже все поддались порыву всеобщего настроения, которое удивительным образом умеет сплачивать совершенно разные характеры.
Стен четко прорабатывает композицию. Основное сюжетное действие — танцующую пару — он помещает на заднем плане строго по центру. Пара — «узловой» момент в формировании общего настроения людей и атмосферы на полотне. По бокам художник располагает остальных участников события. Их местоположение должно быть таким, чтобы создать композиционную симметрию. Один из возможных способов — одинаковое количество людей по обеим сторонам. В жизни подобное может случиться лишь по стечению обстоятельств, и Стену пришлось бы погрешить против действительности. Живописец выбрал другой путь. Расположив большее число людей слева, Стен двух музыкантов справа слегка приподнимает над общим уровнем, тем самым сохранив центр на танцующих.
Смысл в «Танцующей компании» раскрывается посредством деталей. Художник предлагает нам задаться вопросом: где же объединяющее начало людей? Но стоит только взглянуть на бочку из-под вина в центре картины — и ответ на подобный вопрос находится сам собой.
В другом, не менее известном полотне на ту же тему «Гуляки», созданном около 1660 г., Ян Стен предположительно изобразил в образе подвыпивших горожан самого себя и свою жену Маргарет. Эта картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена. Точными мазками художник дает почти исчерпывающие характеристики обоим участникам сцены — и уснувшей на краю стола молодой женщине, и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно выписанные окружающие предметы служат важными штрихами для более тонкой обрисовки характеров персонажей. Можно сказать, что в этом автопортрете Стен раскрывает немаловажную сторону своей жизни — содержание трактира.