Значительное число произведений норвежского художника Э. Мунка представлено в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Наряду со знаменитым «Криком», в стенах музея можно увидеть и не менее значимый цикл полотен «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Центральное место в цикле отведено самой крупной работе Мунка — «Танец жизни».
Летняя лунная ночь. На берегу моря в танце кружатся пары. При первом же взгляде на картину внимание привлекают три женские фигуры в платьях белого, красного и черного цветов.
Девушка в белом — стоит одна, чуть поодаль от танцующих. Легкая грусть коснулась ее лица — ведь в этот вечер она на празднике одна. Но вместе с тем девушка полна надежд на будущее и в нетерпении ждет начала танца своей жизни. Она нерешительно протягивает руку к растущему подле нее цветку на длинном тонком стебле. Светлая девушка олицетворяет собой чистоту, непорочность и невинность.
В центре — женщина в ярко-красном платье — танцует с мужчиной, в чертах лица которого угадывается портретное сходство с самими Мунком. Это зрелая женщина. Ее танец уже давно начался, нетерпеливая юность осталась позади, и сейчас женщина спокойно и размеренно наслаждается настоящим, понимая, что старость не заставит себя долго ждать.
Она стоит тут же, неподалеку, облачившись в темные одежды и приняв образ печальной женщины в черном платье. У старости, как и у юности, нет партнера по танцам в этот вечер. Молодость, счастье, легкость и свобода остались лишь в ее воспоминаниях. Переплетенные худые руки бессильно опущены, она глядит на танцующих пустым и даже несколько отпугивающим взглядом, лишенным всяческой надежды.
Своим сюжетом картина «Танец жизни» перекликается с другой работой норвежского художника — «Три возраста женщины». Юная дева в белом, обнаженная красавица и скорбная фигура в траурных одеждах — три ипостаси, в которых на ней была изображена женщина. Первоначально именно последнюю картину Мунк планировал поместить на «Фриз…», но в итоге остановил выбор на «Танце жизни».
Источником вдохновения к написанию картины для художника, по одной из версий, была пьеса датского символиста Х. Роде «В вихре вальса». По другой — в основу «Танца…» легла реальная история из жизни Мунка, связанная с его первой любовью Милли Таулов. По словам норвежца, именно воспоминания о ней подтолкнули его к работе над картиной. И третья версия, которой придерживаются биографы Мунка, связывает возникновение полотна с отношениями между художником и Туллой Ларсен. Каждая из женских фигур в равной степени напоминают портрет девушки, написанный Мунком в начале их романа. Девушка в белом — это молодая Тулла, питавшая надежды на силу своей любви, способной исцелить художника, а погрустневшая и утратившая веру женщина в черном — Тулла, признавшая свое поражение.
Помимо женских и мужских фигур, на картине есть интересная деталь, увидеть которую удается не сразу. За спинами танцующих, по морской глади протянулась лунная дорожка. Стремясь начать свой собственный танец, она соединяется с луной, и вместе они образуют человеческую фигуру с раскрытыми для объятий руками. Луна желает слиться с людьми и пережить те чувства и эмоции, которые испытывают они, проживая каждые мгновения своего короткого танца жизни.