Телега для сена — Джон Констебл

Телега для сена — Джон Констебл

Телега для сена   Джон Констебл

Эта картина входит в серию «шестифутовых» полотен со сценами повседневной жизни долины реки Стур. Художник работал над «Телегой для сена» в своей лондонской мастерской, пользуясь старыми рисунками и набросками маслом. Теплый тихий день. Лошади медленно идут через брод. С низкого берега за телегой следит любознательный пес, взгляд которого помогает художнику направить в глубь картины и взгляд зрителя.

Впервые «Телега для сена» была выставлена в Королевской Академии под названием «Пейзаж: Полдень». Констебл старался как можно точнее зафиксировать все мимолетные особенности освещения и атмосферы. Несмотря на положительные отзывы критиков на картину, после выставки в Королевской Академии ее никто не купил.

Спустя три года «Телега для сена» была показана в парижском Салоне, и вот здесь-то она произвела настоящий фурор. В своей второй лекции о пейзаже, в которой речь шла о «яркости» работ Клода Лоррена, Констебл поднял руку со стаканом воды и спросил аудиторию: «Какой цвет вы видите перед собой?» Действительно, как передать на полотне прозрачную воду? Сам Констебл решал эту проблему при помощи световых бликов, написанных титановыми белилами. Но, конечно, он понимал, что одних бликов недостаточно.

Важно было уметь изобразить воду во всем ее многообразии — от речного потока до лежащей на траве росы, от капелек влаги на мокрых листьях до влажных пятен на сгнившем бревне или колесах телеги. Все эти эффекты Констебл умел передавать крошечными мазками и крапинками все тех же белил, варьируя толщину слоев краски в соответствии с фактурой предмета. Эта оригинальная, по-настоящему новаторская техника далеко не сразу была оценена критиками, долгое время называвшими крапинки белил «снежинками Констебла».