Кубизм с его разложением форм. Футуризм, провозглашающий главенство энергии движения в современной жизни. Объединив принципы двух прогрессивных направлений мирового искусства, русские мастера живописи создали свое, оригинальное направление — кубофутуризм. Работа К. Малевича «Точильщик» сегодня является классическим произведением этого нового «-изма» XX века.
Второе, дополнительное название картины — «Принцип мелькания». Оно словно дает подсказку о том, чего хотел добиться художник и что пытался донести до зрителя. В многочисленном повторе бесконечно дробящихся граней, силуэтов и контуров, в стальном колорите с включением ржаво-красно-оранжевых пятен, почти физически ощущаются ритмичное мелькание ловко натачиваемого ножа, движения ноги, нажимающей на педаль, угадываются повороты головы человека, внимательно следящего за своей работой. Без повторов и ломаных линий показаны лишь точильный круг и колесо, но и они мастерством художника переданы в движении.
За нагромождением повторяющегося предметного ряда сложно поначалу разглядеть пространство, окружающее точильщика. Но при отдаленном рассмотрении глазу открывается нечто, напоминающее ступени — справа и перила с балясинами — слева, которые при первом рассмотрении казались не связанными друг с другом рельсами и бутылочными горлышками. За фигурой работающего человека угадываются очертания стола желтого цвета, и большая белая ваза у перил.
Картина отвечает духу эпохи — заряжена позитивным настроем технических свершений, наполнена энергией бесконечного движения вперед.
Написанная еще в 1912 году, работа была отправлена Малевичем на Первую русскую выставку 1920 года. Здесь картина была выкуплена американской художницей и перевезена в США, где и находится в настоящее время.