Картина Василия Перова «Тройка» имеет тривиальный для своего времени сюжет и непростую историю написания. Художнику было сложно найти натурщиков для героев своей картины: детей, которые вынуждены тянуть огромную бочку воды. Проще всего было с боковыми персонажами — натурщики для них нашлись быстро, а вот натурщика для среднего героя долго не мог подобрать. Желающих позировать в мастерской практически не было.
Вначале Перов делал много эскизов, рисовал этюды, пытаясь найти в лице ребенка страдания и муки. Художник уже нашел композицию, выстроил тройку, а лица среднего извозчика до сих пор не было. И вот как раз, проходя мимо толпы бедных детей, он заметил мальчика. Перову удалось разыскать родителей этого ребенка, они были простыми крестьянами. Так как в народе было много суеверий по поводу нарисованных людей, мать долго не позволяла художнику работать с ее сыном. Но после все же дала разрешение.
Когда картина была завершена, ее ждал грандиозный успех. Все посетители на выставке были поражены безысходностью, злополучием судьбы этих детей. Через какое-то время работники галереи заметили, что одна и та же посетительница приходит к картине каждый день, и стоит перед ней в слезах.
Вскоре выяснилось, что это женщина — мама «среднего извозчика», который недавно умер от тифа. Печальную историю этой женщины передали Перову, который незамедлительно решил с ней встретиться. При встрече несчастная мать умоляла продать ей картину, предлагая последние деньги. Конечно же это было невозможно, но Василий Григорьевич чтобы утешить мать, написал портрет ее сына, который ей и подарил.
Картина «Тройка» до сих пор впечатляет своей экспрессивностью и эмоциональностью. А по многочисленным эскизам и этюдам можно просмотреть всю историю работы над полотном и проследить мысли и взгляды художника.