Техника акварели — с ее возможностью достигать чистоты цвета и передавать движение — словно создана для работы в жанре лирического пейзажа. Левитан любил работать в этой технике, создав в ней удивительные произведения — такие, как «Туман. Осень» .
Увлекался он и пастелью, обратившись к этой технике в 1893 году и активно прибегая к ней на протяжении последующих лет. Привлекала ее в ней возможность оперирования крупными цветовыми плоскостями и экспериментальной компоновки различных форм.
Ярким примером левитановских пастелей может служить работа «Луг на опушке леса», 1898 . «Лиризация» живописи предполагает некоторую внешнюю незаконченность, эскизность, а точнее — ощущение незаконченности; все это является, прежде всего, отличительной особенностью акварелей и пастелей.
В поздний период творчества Левитана, ознаменовавшийся стремлением к символизму, такая «эскизность», опробованная — в акварельных и пастельных работах, проникла и в его живописные произведения, дав даже повод критикам упрекать автора в том, что он выставляет «неотделанные» произведения. Однако это была продуманная позиция.