Тициан жил и творил в то время, когда любые проявления человеческого в человеке считались страстями, чем-то, достойным лишь порицания. Аскетический образ жизни возводился на пьедестал святости — откажись от всего, пей воду и ешь сухой хлеб, не смотри на красивых женщин, молись, кайся, и будешь спасен. Откажи себе во всем, что естественно. Запри себя в клетку воздержания. Если же ты не хочешь этого — тебя осудят.
Написанная в такое время «Вакханалия» кажется странным, невозможным возражением всему сложившемуся строю. В ней художник не ставит своей целью показать, насколько отвратителен человек и как греховна его природа — напротив, он использует свежие, светлые цвета, заливает небо белизной и лазурью, творит в духе античных скульптур, словно напоминая о греческих богах — вечно веселых, вечно пьяных, живых и похожих на человека во всем.
Люди на картине не вызывают отвращения и желания предать их анафеме. Напротив — они красивы в своей естественности. Поют и пьют, танцуют и смеются. На пригорке в отдалении загорает старик. Молодая девушка потягивается, отгоняя дрему. Маленький мальчик, не обращая внимания на взрослых, справляет малую нужду. Веселье и смех, радость и свобода — вот что видится в «Вакханалии». Она пронизана отсутствием самого понятия греха. Она показывает что все, что естественно, не может быть безобразно.
Так, звери не стесняются своей наготы. Так, боги пьют и льют кровь, не считая это зазорным и греховным.
Человек же — нечто среднее между зверем и богом, и на картине Тициана это проявляется во всей красе. Блаженный отдых, выход из клетки навязанной вины церковью вины за все, миг, который сохраниться в памяти и будет греть ее, даже когда пройдет. Гимн мгновению, воспевание забытой божественности естества — вот что такое «Вакханалия».