«Вид на взморье в окрестностях Петербурга» — одна из не совсем типичных картин Айвазовского. Море на ней не является главным персонажем, как обычно. Напротив, оно лежит — ленивое и светлое, под одеялом из неба, и провести черту между одним и другим не так-то просто. Оно плещется прибоем о некрутой берег, по нему бегут легкие волны, и где-то далеко, у самого горизонта, можно разглядеть черточку паруса — корабль спешит в другие страны. На первом же плане картины лодка.
Старая, покоящаяся на берегу, она производит впечатление грустное и мертвое. Она стоит, погрузившись в песок, как в воду, паруса нет, подпорка удерживает ее от падения на бок. Она слегка кренится на бок, и понятно, что на ней уже не выйти в море. Не будет больше ветра, который нужно поймать, не будет волн под килем и бьющейся в сетях рыбы. Лодка то ли слишком стара для плаваний, то ли разбилась на этом берегу — в любом случае, она уже не совсем лодка. Скорее, просто кусок дерева, медленно рассыхающийся в песке. На носу лодки сидит человек — он бородат, одет в простую и добротную одежду. Шляпа низко надвинута на глаза, голова опущена, спина сгорблена. Он выглядит похожим на лодку — такой же покосившийся и грустный.
Быть может, и история его похожа. может быть, он рыбак, лодка которого потерпела крушение и которому теперь не на чем поймать рыбу. Может быть, бывший моряк, слишком старый, чтобы хоть еще раз выйти в море. В позе его — глухие тоска и безнадежность. Больше никакого ветра, секущего лицо, никакого яростного солнца и бушующих штормов. Он подобен лодке — она рассыхается, и он медленно умирает. И то, и другое — от отсутствия в их жизни моря, которое одно только и придает всему смысл.