Героиня «Волшебства» нарочито остранена: усталая, томная, некрасивая, с зеленоватой кожей и таинственно мерцающими узкими глазами, одетая в старинный пышный кринолин, она похожа на оживший призрак. В руках у нее зеркало, где в пламени сплетаются человеческие тела. Остранен и пейзаж. В бесконечность уходят ряды кадок с растениями, река, на берегу которой греются у костра кавалеры и дамы.
Композиция заключена в рамку из розовых гирлянд, которая уплощает пространство, делает картину декоративней и кокетливей. Многозначительность «роковой» темы исчезает, работа приобретает сходство с виньеткой. Сюжетом многих сомовских ретроспекций становится дама, похожая на героиню «Волшебства», с таким же странно некрасивым лицом.
Она всегда кокетлива, томно-жеманна или нервно-экзальтирована, часто позирует в старинном кресле, играет веером, завязывает шарф, гладит любимую собаку, читает любовное письмо, предается чувственной полудремоте. Многие из этих будто бы старинных портретов-миниатюр выполнены карандашом, кистью и пером, подцвечены акварелью; другие выполнены в технике гуаши, темперы.