К первым по-настоящему импрессионистским работам Коровина принято относить, так называемые, «жуковские» картины. Цикл получил название от деревни Жуковка, где располагалась дача Поленовых, с которым Коровин были дружен. Сюда приехал художник не только за свежим воздухом, но и решать важные технические задачи — Коровин много работал над проблемой передачи световоздушной среды.
Нужно сразу отметить, что подобные вопросы уже поднимались в живописи французских импрессионистов, и каждый из них нашел свой вариант воплощения данной задачи, что же касается Коровина, ему был ближе подход Моне, который ставил во главе угла окружающий пейзаж, нежели героя-человека.
Дачная жизнь у Поленова протекала бурно и многолюдно — гостеприимный хозяин с радостью встречал друзей, собратьев и учеников. Здесь гостили Нестеров, Серов, Остроухов и многих других выдающихся личностей своей эпохи. Все эти гости и стали героями «жуковских» картин Коровина.
В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову, Наталью Поленову, ее сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова.
С первого взгляда бросается в глаза, чисто импрессионистское построение композиции — эффект случайного кадра, изобретенный еще французскими сотоварищами. Герои будто случайно были запечатлены на полотне — позы их расслаблены и каждый занят своим делом. Центр композиции был заведомо перемещен влево, а как бы обрезанный край с той же левой стороны будто разыгрывает перед нами целую историю. Сидел, мол, художник за столом, встал и запечатлел эту сцену — вон и пустой стул чуть отодвинут, будто Коровин вот только что встал. Этого и добивался живописец — изобразить сиюминутное мгновение в его реалистичности и динамичности.
Это присуще многим картинам импрессионистов — выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично. Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть — внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.
Удивительным образом претворена эмоциональная сторона картины. Каждый из участников передает свою атмосферу — спокойное настроение царит вокруг Натальи с шитьем в руках, в позах и лицах остальных чувствуется некое напряжение. Даже обрезанная фигура Елены, которая видна нам со спины, красноречиво об этом свидетельствует.
По своему настроению и светопередачи картина Коровина очень напоминает живопись Огюста Ренуара.