Родная история захватывает Николая Рериха с первых же дней учебы в Академии художеств и Петербургском университете, куда он одновременно поступил в 1893 году. Поэтому многие его академические работы посвящены историческим событиям.
Николая Константиновича очень интересовал важнейший переломный момент в истории Отечества — образование Древнерусского государства, и он задуммал серию картин «Начало Руси. Славяне».
Осенью 1900 года Николай Константинович уехал учиться в Париж и в 1901 году создал картину «Заморские гости». Как известно из летописей, для установления мира и покоя ссорящиеся племена пригласили варяжских князей. «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси…» — сказано в «Повести временных лет». После обращения к варягам, в славянские земли «прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором»
В правом верхнем углу картины, за высокой сопкой — могилой Вещего Олега — Рерих написал загадочное поселение на возвышенности — крепость. Археолог Е. А. Рябинин обнаружил на этом месте, известном под названием Любши, древнейшую на территории Восточной Европы славянскую каменно-земляную крепость, датируемую серединой VIII века. Под каменной Любшанской крепостью оказалась деревянная последней трети седьмого столетия. На фоне Любши Рерих и изобразил своих «Заморских гостей»».
Картина «Заморские гости» отличается от предыдущих полотен богатой цветовой палитрой. Новые поиски образности особенно проявились в этой картине, представив необычайный колористический дар художника. Живописная поэма в ликующих красках воскрешает эпоху открытий неведомых стран.
По синему морю среди зеленых островов плывут сказочные ладьи викингов. Стремительный ветер наполняет многоцветные паруса, с криком несутся навстречу белые чайки. Работая над картиной, Рерих своеобразно использует приемы народного творчества, добивается большой декоративности, звучности красок, создает жизнерадостное, праздничное произведение.