Картина, первоначально названная «Купание», не попала на Парижский салон — как и три тысячи других полотен, жюри не допустило ее к экспозиции. Зато все отвергнутые работы были представлены общественности на неофициальной выставке — в Салоне отверженных, открытом по инициативе Наполеона III.
Публика приняла сюжет «Завтрака на траве» с негодованием. Бесстыдный взгляд нагой женщины, находящейся в обществе одетых мужчин, вызвал небывалое возмущение, тем более что изображенные персонажи были хорошо узнаваемы. В девушке без труда угадывалась Викторина Меран, которая часто позировала художнику и к тому же являлась его любовницей. Она была известна своим крутым нравом и грубой речью. Мужчины на картине — это брат художника Густав и его будущий шурин Фердинанд Леенхофф.
Представители сильного пола увлечены разговором и не обращают внимания на сидящую рядом с ними обнаженную девушку. Из-за отсутствия теней и слишком темного глубокого фона кажется, что действие происходит в студии. Краска нанесена резкими мазками, поэтому полотно в некоторых местах выглядит незавершенным.
Идея написания этой работы возникла у Мане в ходе поездки по берегу Сены. Композиция навеяна гравюрой Маркантонио Раймонди «Суд Париса» , созданной на основе рисунка Рафаэля. Стилистически работа резко отличается от тех, что выполнены в академических традициях того времени.