Аллегория божественного провидения — Пьетр да Кортон

Аллегория божественного провидения — Пьетр да Кортон

Аллегория божественного провидения   Пьетр да Кортон

«Аллегория божественного провидения» — шедевр изобразительного искусства, который демонстрирует прием тромплей, создающий обманчивый эффект объемности произведения. Роспись была создана Пьетро да Кортоной, с целью украшения большого потолка дома Барберини.

Эта роспись, подчеркивающая архитектурные особенности помещения и создающая иллюзию «открытых стен» — одна из величайших фресок римского Высокого Барокко, заказанная папой Урбаном VIII. Композиция демонстрирует апогей папской власти и влияния. Пьетро да Кортона был учеником незаурядного флорентийского живописца, с которым путешествовал в Рим, примерно в 1612 году, где ряд знакомств помог добиться ему покровительства папы.

В центральной части композиции, демонстрирующей светский праздник папской семьи, можно увидеть рой пчел — это отсылка к фамильному гербу. Ниже расположена Минерва, богиня мудрости. Она свергает гигантов, осмелившихся бросить вызов жителям небес, что символизирует защищенность Барберини. В верхней части композиции автор подчеркивает высокие ценности и достоинства семьи, также с использованием мифологических сюжетов.

Выделить несколько сюжетов и в нужной мере их развить Кортоне помогла и архитектурная особенность потолка. Подобно работе Микеланджело в Сикстинской капелле, мастер расписывает карниз, представляет героев в динамических позах, а также демонстрирует объем мощных фигур.