Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аристотель с бюстом Гомера». Размер картины 144 x 137 см, холст, масло. В процессе преобразования своего мировосприятия Рембрандт после 1649 года достигает в своих картинах высшей грандиозности и глубины изображений, при этом снова проявляется всеобъемлющая связь личной жизни художника и истории.
В это же время — между 1648 и 1651 годами — в Нидерландской республике происходит решительный поворот от экспансивного стремления к власти в сторону консолидации сил и сохранения завоеванного.
Соответствующие изменения происходят и в голландском обществе, здесь укрепляется классовое противостояние; усиливается аристократизация зажиточного бюргерства. Рембрандт, объединяя в своем миропонимании критическую трезвость, демократическое сознание раннего периода нидерландской революции с моральным пафосом совершенно антидогматического протестантского христианства и, наконец, скептическую гуманность собственного опыта, все более впадает в непримиримое противоречие по отношению к официальному развитию голландского общества.
В каждом отдельном произведении, независимо от более или менее значительного общественного признания, Рембрандт создает противостоящую времени и обществу картину, аллегорическое значение которой связано не с прошлым, а жизнеутверждающе направлено в будущее.
Представление о погруженном в глубокие противоречия, опутанном слабостями, низостью, бедностью, потерянностью, но призванного к любви, величию и силе человечестве выражено в исторических картинах этого десятилетия: в «Вирсавии» , в гравюре «Жертвоприношение Авраама» , в «Отречении апостола Петра» , а также в многозначных изображениях отдельных фигур, от портретов в картинах «Человек в золотом шлеме» и «Аристотель с бюстом Гомера» до образов апостолов и евангелистов.