Картина «Авиньонские девицы», или как ее хотел назвать сам автор «Философский бордель», родилась действительно в борделе. В этом пикантном заведении художник искал ответ на свои внутренние терзания, переживая угасание любви к женщине, которую еще недавно боготворил. Девицы легкого поведения принимали перед ним самые живописные позы, а перед глазами мастера их пышные формы приобретали геометрическое и безжизненное звучание. Тела распадались на неестественные составляющие и не соединялись воедино. На лицах появлялись уродливые маски, отражающие трагичные и несчастные души «жриц» этого не самого шикарного заведения Барселоны.
Около тридцати лет картина была доступна для обозрения лишь коллегам мастера. Для публики работа была слишком революционна, слишком необычна, слишком вызывающа. Коллеги относились к ней по-разному: от восхищения и блестящих пророчеств, до проклятий и полного пренебрежения.
Искусствоведы ищут в картине созвучие с импрессионистами, с мастерами архаической Испании. Корни новой для самого художника эстетики, разумеется, лежат в народном искусстве. Пикассо всегда оставался испанцем во всем: в резкости, темпераменте, колорите и драматургии своих работ.
В работе органично сошлись два «фирменных» цвета великого мастера — голубой и розовый. Подводя итоги предыдущих периодов творчества, мучительных поисков своего особенного пути в искусстве, автор решительно прорывается в новую, особенную художественную реальность, отрицая прошлое и смело глядя вперед. Именно с этой работы начинается тот самый Пикассо, которого весь мир считает гением современной живописи.
Зритель до сих пор поражается смелости и совершенно особенной выразительности, которые делают картину шедевром. Именно эта картина завершила недолгую эпоху фовизма в искусстве, утверждая новую эстетику, новую программу, название которой — кубизм — надолго завладело умами лучших мастеров во всем мире.
Холст, масло 1907 год Местоположение: Музей современного искусства