В этом произведении выражена обобщенная концепция новой архитектуры. Башня Татлина представляет собой произведение-концепцию, символ устремленности к новому миру, к «коллективной, реальной и действенной культуре» .
Сделанный из железа монумент состоит из 2 наклонных спиралей, гармонично связанных между собой и закручивающихся снизу вверх. Внутри спиралей одна над другой расположены конструкции геометрических форм — куб, пирамида, цилиндр, полусфера. Башню предполагалось возвести в натуральную величину высотой в400 м, изготовив из стекла и стали.
Башня Татлина — уникальное произведение, выражающее идею единства людей, общего дела, устремленности ввысь, идею движения — развития. Это образ «энергийного действа», выражение материально-энергийного становления. Она ассоциируется с Вавилонской башней по принципу противопоставления символа тщеты деяний человечества и его дерзостности и конструктивности подходов.
В реальном архитектурном проекте Татлина, по мнению А. Стригалева, оформилось пространство, подобное иррациональным, невоспроизводимым в ортогональных проекциях пространственным построениям, нередко встречающимся в иконописных изображениях архитектуры.
Татлин синхронизировал ритмы движения и размеры Башни с планетарными циклическими процессами. Процесс вращения объемов не воспринимается глазом из-за низких скоростей движения. Куб вращается со скоростью 1 оборот в год, пирамида — 1 оборот в месяц, цилиндр — 1 оборот в сутки, полусфера — 1 оборот в час. Вращение объемов ассоциируется с вращением Земли. Высота кратна меридиану.
В 1968 году в Музее современного искусства в Стокгольме изготовлена 7-метровая модель Башни Татлина. В 1970 году для выставки советского искусства революционных лет в Лондоне была сделана деревянная модель.