Лучший из крымских пейзажей А. В. Куприна и, пожалуй, вообще лучшая его картина — «Беасальская долина». Это одно из тех произведений советской живописи, в которых воплотились в 1930-х годах достижения социалистического реализма его оптимистическое, жизнеутверждающее приятие мира, живая эмоциональность художественного образа, обобщенность суждений о жизни. Произведение Куприна написано в традиции станковой пейзажной картины, в которой создается свой, существующий по законам своих внутренних закономерностей, богатый и величественный мир природы. В него должен углубиться зритель для того, чтобы в живом, естественном облике пейзажа уловить движение его внутренних сил и ощутить в них человеческое содержание картины, для того, чтобы оценить то высокое качество мастерства, с которым это содержание живописец сделал чувственно-осязательным в своем произведении.
Основной мотив картины, который вводит нас в ее мир, — это изображение дороги, уходящей вглубь. Ее пыльная, каменистая полоса идет между придорожных кустов, затем она поворачивает направо, и этот поворот отмечен фигурой человека, которая, как и стройные силуэты тополей, позволяет отсчитать глубину пространства. Дальше появляется фигура чабана, возвращающегося со стадом. И уже не столько взглядом, сколько чувством можно угадать дальнейшее движение дороги, скрытой кустами от глаз зрителя.
Естественно, что каждый зритель видит изображенную здесь дорогу, но нужно вникнуть в существо картины, в композиционный смысл изображенного мотива, чтобы понять всю полноту его образного содержания. Тогда перед вами начнет раскрываться внутреннее движение, пронизывающее запечатленный на полотне вид природы.
Дорога исчезает в кустах и холмах пейзажа. Ее движение затягивает вас в объемно-пространственную ткань картины, заставляя воспринять то человеческое содержание, которое раскрывает здесь художник. Именно здесь и начинает ощущаться состояние природы, когда после летнего южного жара наступает вечерняя тишина. В этом мотиве дороги, на которой улеглась поднятая ногами людей пыль, воплощается мысль о том, как после знойного трудового дня наступает такой момент, когда человек, разогнувшись от дневных забот, чувством и разумом обходит в вечерний час знакомый и любимый им мир прекрасной природы.
Замирающее в вечерние сумерки движение дня, тема смены мускульного, шумного движения беззвучным и спокойным движением ночи несут в себе большие человеческие раздумья, ясную мысль о жизни, о ее красоте и величавости.
В картине изображено переходное состояние природы, и главным в ней оказывается внутреннее движение, пронизывающее природу в этот вечерний час. День и ночь, движение и покой, гаснущий свет и наступающая темнота, переход от прошлого к будущему — все это сплетено в картине в единое сложное целое. Можно остро воспринять в переходном явлении его противоречивость, неслаженность. Но можно открыть всю гармонию сочетания сил такого переходного момента, увидеть в нем возможность для полнозвучного повествования о движении жизни, развитии мысли. Именно это и утверждает Куприн, сообщая жизненную полноту художественному образу. И это дается лишь в том случае, когда объемная форма, композиция, рисунок, цвет взяты в движении, когда эта динамика жизни становится наглядной и зримой в правдивом изображении природы.