На полотнах Мэри Кассат образы женщин переданы достаточно сдержанно: художнице удавалось запечатлевать лишь ту часть их жизни, которая была определена устоями буржуазного общества. Как импрессионистке ей было бы интересно поискать более интересные сюжеты, например в ночных заведениях французской столицы, но, будучи благопристойной дамой, она была вынуждена довольствоваться гостиными своих друзей и театральными ложами.
На картине «Чаепитие» изображена совершенно обыденная сцена — традиционный домашний прием. Зритель оказывается в уютной гостиной с ничем не примечательной обстановкой. Элегантность сцены подчеркивается лишь контрастом серебряного сервиза, ярко и празднично сверкающего на фоне матового фарфора. Молодая миловидная женщина зашла на чай. Скорее всего, она куда-то спешит, потому что сидит за столом в шляпке. Тем не менее именно ее лицо становится своеобразным центром полотна. Оно наполовину закрыто чашкой, зрителю остаются видны только глаза.
Однако даже по ним можно составить впечатление о характере персонажа. Пристальный взгляд женщины, направленный в сторону, говорит о колкости натуры и ее любви к светским сплетням как к одному из приятнейших времяпрепровождений. Отставленный в сторону мизинец выдает мелкобуржуазное происхождение.
Женщина слева, откинувшаяся на спинку дивана, — это старшая сестра Мэри Лидия, пораженная смертельным недугом. На ее лице заметны легкая печаль и степенная безысходность.