«Летом 1897 года Борисов-Мусатов исполняет этюды к Maternite. Большинство из них — Девушка с агавой, Дама в качалке, Агава, В парке — хранится в Третьяковской галерее. Главным «героем» в них является солнце, ослепительное, яркое, — солнце как источник жизни… Лучшая работа лета 1897 года — этюд Агава. В нем нашли блестящее претворение уроки Парижа. Это произведение художника, уже прекрасно владеющего методом и техникой импрессионистической живописи и одновременно хорошо знакомого с открытиями постимпрессионизма. Оно исполнено живо, смело, артистично».
Мне кажется, фамилия обязывает автора к более основательному суждению. Это мастерские, но простые по замыслу картины. В Девушке с агавой несколько персонажей: на зеленом лугу с обильной травой на пне стоит глиняный горшок с высоким комнатным растением — агавой. Вьющееся растение, похожее на лиану.
Впереди девушка по пояс в белом закрытом платье: голова опущена, смотрит в землю, уголки губ вниз. Общее впечатление от лица печали и сосредоточенной задумчивости. У нее черные, собранные сзади в пучок волосы. На лице чуть заметные, а в волосах очень сильные синие рефлексы. Идея картины легко просматривается в цветке. Нижние листья его уже высохли, сжались, пожелтели. Чуть выше — зеленые листья раскинулись широко в стороны, некоторые перегнулись. В центре — плотный пучок почти синих острых сочных листьев тянется вверх. Лиана предлагает помощь, опору, но синие листья помощь отвергают.
Девушка в печали: какие-то надежды ее не оправдались, на душе горечь, взгляд устремлен вниз, но в голове уже рождается решимость преодолеть тягостное состояние. В Агаве цветовые решения несколько иные, но смысл картины тот же. Нижние листья даны на ярком свету, центральный пучок листьев сочно зеленый. Фоном цветка служит разноцветная земля, переходящая вверху в синее — символ духовного неба. В него и устремлены зеленые стрелы растения. Дух, духовное в человеке — цель и опора его, стимул обновления. И сам человек, находящий опору в себе, как агава, от древнегреческого — «достойный удивления».