Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком. Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русском войске.
В день Куликовской битвы икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском.
В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою. В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершен крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство.
В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Федор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее. В летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны, в 60-х гг. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг. Г. О. Чириковым.
После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. — в ГТГ. Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. На основании этого предположения строятся датировки иконы 1392-м г. — годом росписи собора Коломны, согласно летописям. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов.