Пейзажи, созданные после второго путешествия художника в Италию в 1828-1829 годах и считающиеся вершиной его творчества, буквально залиты светом, а точнее — окутаны цветным туманом, из которого выплывают все менее узнаваемые силуэты. Мастер, тесно связанный с традицией романтизма, воспринимает природу прежде всего как зеркало мироощущений художника и его переживаний, превращающее реальный мир в фантасмагорическую иллюзию, порожденную игрой солнечных лучей.
Эта иллюзия достигает вершин аллегории, когда на заре викторианской эпохи Тернер впервые берется за сюжеты, связанные с драматическим моментом вторжения паровой машины в идиллический мир парусов и конных экипажей. Часто путешествуя по Темзе и вдоль берегов Северного моря, художник наблюдал, как дым пароходов сливается с дождевыми облаками, а сигнальные огни пробиваются сквозь густой туман. И если в знаменитом полотне «Дождь, пар и скорость» еще можно различить черты локомотива, разрывающего пространство, то композиция картины «Снежная буря — пароход выходит из гавани» превращается в сплошную феерию света и цвета, более всего напоминающую абстрактную живопись XX века.
В 1871 году Клод Моне и Камиль Писсарро, увидевшие произведения Тернера в Лондоне, не могли поверить, что британский художник за несколько десятилетий до парижских живописцев сумел предвосхитить стилистические поиски импрессионистов И все же, несмотря на огромное влияние на европейскую живопись рубежа XIX-XX веков, Уильям Тернер тесно связан с традицией старых мастеров. В отличие от импрессионистов и даже своего современника Джона Констебла, мастер, воспринимавший мир сквозь призму романтического переживания, далек от реалистического видения природы.
По мере исчезновения детализированного сюжета, она все очевиднее предстает в его произведениях как воплощение идеального образа, высшего начала, преображаясь в лучах божественного света. Уильям Тернер умер 19 декабря 1851 года, не оставив после себя учеников и последователей. Художник завещан государству более 300 полотен и около 2000 произведений графики. Анна Познанская