Древо жизни. Эскиз для Фриза Стокле. Ок. 1905-1909 Это дерево познания, о котором говорится в Апокалипсисе, символ Золотого века, бросает вызов черной птице — символу смерти: так понимали круговорот жизни и Климт и Фрейд.
Как неприятно были удивлены и даже шокированы поклонники «чистого искусства», воспитанные на классике, привыкшие к строгой жанровой системе, когда вместо людей, животных и пейзажей, вместо портретов и натюрмортом художники стали предлагать сочетание геометрических фигур или линий, яркие цветовые пятна. «Как, и это картина?!» — с негодованием вопрошали некоторые рафинированные эстеты. Сами же модернисты в оправдание и объяснение собственного новаторства писали целые теоретические труда, да только вот, пожалуй, не сильно преуспели — публике все равно подавай нечто понятное и традиционное.
Одним из основоположников австрийского модернизма, земляком и популяризатором идей небезызвестного психиатра З. Фрейда, был художник Густав Климт. Он прекрасно владел академической манерой письма, но никогда не загонял себя ни в какие условные рамки.
Его знаменитое «Древо жизни» отсылает нас к одному из апокалипсических библейских мифов. Сама же интерпретация мифа представлена в орнаменталистском обрамлении. Дерево, конечно, без особого труда угадывается — как-никак, нарисовано оно прямо по центру. Все оно состоит из своеобразных тропинок, усеянных камнями. Что ж, «дорога жизни», «жизненный путь» — выражения устойчивые. На одной из веток-тропинок восседает черная птица.
Черный цвет — цвет опасности и смерти. Так символически художник передал вечное противостояние всего органического, природного, живого с темным, мрачным началом в душе каждого человека.