Спокойное по своему повествованию полотно «Два рыболова» относится к концу XIX века. Оно написано великим Моне в стиле импрессионизма, впрочем, как и все его работы. Рука художника узнаваема, легка, размашиста. Как всегда, краски чисты, однако детальное рассмотрение выдает импрессионистический характер смеси цветов.
Смешение красок неистовствует на речной глади, которая спокойна, тиха и рябит у оснований лодок, нарушая штиль. Здесь есть горчичный цвет, что придает илистую окраску серому водоему, а также зелень теней и отражений. Вкрапление сиреневых оттенков скудными мазками слегка охлаждает теплую гамму реки. Полусонные тона разрывает яркая зелень травы, густой и насыщенной. Уголок тропинки, спрятанной в травянистой растительности, приглашает зрителя к простому стоянию и созерцанию с островка суши скучного процесса ловли воображаемой рыбы.
Письмо Клода Моне просто и понятно. Наперекор неприятию классических приемов живописи, его рыбаки все же узнаваемы и чудаковаты. Умудряясь писать толстым мазком, автор передал четкое изображение понурых людей, кое-где стеклянную тару в лодках, тонкие ниточки-удочки и реалистичность сцены из жизни. Его картину можно отнести к бытовому жанру. Пусть это не распространенная тематика повествования, но привлекательная своей непосредственностью. Такой кусок выходного дня понятен многим, кто видит радость в ловле зеркальных рыб. Кому не знаком плеск воды и радость пойманного деликатеса? Предложенная тематика, казалось бы, ориентирована на мужскую публику по содержанию.
Однако принадлежность к кисти Моне, французский акцент творчества, импрессионизм прошловековых эпох и образец начала этого направления в живописи, — все напрашивается в коллекцию к любому знатоку и ценителю этого жанра. «Два рыболова» по-своему смешны. Они сидят напротив друг к другу, но молчаливы и далеки, по сути. Кто знает умысел этой рыбалки? Быть может, это соревнование или прекрасная таблетка от домашней обыденности. Выше тропинки стоит город с суетой будней, или он еще спит в утренних лучах спокойной гаммы картины. Клод Моне — знаток характеров и настоящих людей. Он наделил своих рыболовов именно той грустью и тоской ожидания, которую наверняка видел в далеком детстве, шатаясь по улицам Гавра у водоемов.
Художественное масло передало тишину и подлинность процесса заурядной пары, которая знакома современнику, не смотря на возраст работы. Видимо, это послужило росту интереса зрителя к репродукциям «Рыбаков» и желания пригласить их в свою домашнюю коллекцию.