Эдип и Сфинкс — Гюстав Моро

Эдип и Сфинкс — Гюстав Моро

Эдип и Сфинкс   Гюстав Моро

Творчество Гюстава Моро, французского художника было тесно связано с символизмом. Но характер его творчества был иным. Главным принципом художника был принцип «прекрасной инерции», когда персонажи изображались в состоянии погруженности и задумчивости в себя. Благодаря этому зритель должен лучше почувствовать внутреннее душевное состояние героев картины. Художник создал несколько полотен с изображением Сфинкса. Одной из таких картин является картина «Эдип и Сфинкс», написанной в 1888 году. Точное название произведения «Эдип-скиталец, или Равенство перед смертью».

Картина написана по древнегреческому мифу об Эдипе, который по пути в Фивы встречает Сфинкса. Моро изображает Сфинкса крылатым чудовищем, с головой прекрасной девы. Сфинкс задает всем путникам одну загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?», на которую никто не может дать верного ответа. И за это Сфинкс пожирал их. А Эдип разгадал, что это три возраста человека — младенчество, зрелость и старость.

В этой картине Эдип у же не смелый герой. И Сфинкс и Эдип предчувствуют свою смерть, перед которой они оба равны. Скалистый грот — символ материнского чрева. Идея художника была в том, откуда появляется человек, там и есть его погибель. Иокаста, мать Эдипа, по стечению обстоятельств, став женой Эдипа, послужила причиной его смерти. Так эта история пугала поколение Ницше тем, что женщина, подарившая жизнь, может легко ее отобрать.

В центре картины изображен раскинувший крылья Сфинкс. Рядом с ним находятся поверженные жертвы, не ответившие на его вопрос. Их лица детально не прорисованы. Эдип, расположенный в левой части картины, усталой походкой, опираясь на посох, заходит в грот. Его голова опущена от бессилия, он знает, что жизнь его скоро закончится. Приглядевшись к картине, можно увидеть небо, темнеющее в вечерних сумерках. Уже начали ночную охоту летучие мыши. Сфинкс смотрит на пришедшего путника, гордо расположившись на своем ложе. Его крылья красивы и белоснежны.

Художник выделяет главных персонажей светлыми, охристыми и желтыми оттенками на темном, холодном фоне. Вертикальный формат картины подчеркивает величие Сфинкса. Произведение трагично и загадочно. Картина заставляет задуматься о жизни и смерти.