Алексей Явленский — один из ярких представителей раннего русского авангарда, экспрессионист, участник объединения «Синий всадник». Родившись в России, но прожив большую часть жизни в Германии, художник оставался верен традициям национального искусства, мастерски сочетая в своем творчестве элементы иконописи, крестьянской живописи и ставшего популярным в начале XX в. фовизма.
Творческая жизнь Явленского связана с Германией. Именно здесь, в Мюнхене, он обучался живописи у словенского художника Ашбе, здесь вместе с В. Кандинским организовал в 1909 г. «Новое художественное объединение», призванное донести до широких масс искусство нового времени, которое не принималось на официальной выставке «Мюнхенский Сецессион». Объединение включало очень разных по направленности и методике реализации творческих замыслов художников, однако общее настроение бунта и противовеса застывшей традиционной живописи было характерно для них всех.
Если большая часть участников «Синего всадника» постепенно склонилась к геометрическому абстракционизму, то Явленский оставался верным своему первоначальному творческому посылу — полной отдаче вольному чувству, ведущему кисть. Портреты исполнялись им в духе фовистов, однако в отличие от Матисса Явленский придавал большое значение эмоциональности человеческой натуры, выразительности лица.
Портреты, выполненные Явленским, всегда наполнялись чувственностью. Не исключение и картина «Фон Шокко». Молодая женщина, заказывающая чашку шоколада — шок7 ко, написана размашистыми широкими мазками резких контрастирующих цветов, что создает ощущение некоторой маскообразности. Однако игра светотенями наполняет это отчужденное лицо проникновенной чувственностью.
Выразительный портрет модной дамы написан четкими жирными контурами. Художник использует для написания этого портрета интенсивные цвета, которые дисгармонируют друг с другом и благодаря этому производят впечатление сексуальной отчужденности. Большое значение для художника играет свет, именно он придает образу молодой женщины эмоциональную силу.
Через лица, изображаемые художником, передавались внутренние настроения самого автора. Если «Фон Шокко» — это отчужденная, сосредоточенная в себе чувственность, то последняя в жизни художника серия «Медитация» — это явная неотвратимая трагедия.