В годы становления Кустодиева как художника в художнической среде наблюдалось обострение интереса к графике. Она на глазах оформлялась в самостоятельный вид искусства.
Интерес к мимолетным реалиям жизни требовал моментальной реакции — в виде быстрой линии, абриса фигуры, стремительного рисунка. С удовольствием занимались рисунком и учитель Кустодиева И. Репин, и его товарищи — «мирискусники».
Кустодиев не стоял в стороне от этого процесса, заявив о себе как о выдающемся рисовальщике. В годы первой революции он активно сотрудничал в сатирических журналах, откликался рисунком на животрепещущие события современности.
Художник создал массу графически острых портретов; в его наследии — штудии обнаженной натуры, множество эскизов и этюдов, позволяющих в деталях изучить механизмы его творчества. В качестве примера приводим его «Городской пейзаж с тройкой».