Борис Михайлович Кустодиев как художник высоко ценил образ святорусской провинциальной России. Основными образами и героями его произведений подчас становились купцы, крестьяне, торговцы и простой народ. Эта пестрота, существовавшая в обществе Государства Российского того времени, отразилась в разнообразии картинных образов и созданных живописцем народных характеров. Народ провинциальной Руси многолик, интересен и сложен для воплощения. Б. М. Кустодиев воплощает в своих работах небольшие русские села и деревни. Кустодиев изображает народные гулянья, праздники, портреты купчих. Все это автор делает с особой легкостью, яркостью красок, обилием всевозможных цветов, создавая похожие на лубочные рисунки, картины. Художника притягивает атмосфера и веселье ярмарок, народных гуляний, празднеств народных.
Ярмарка для Кустодиева явилась каким-то отдельным, очень самобытным, многосложным образом. Подобным многоцветным полотном, в котором воплотилась бы идея шумного народного веселья и открытая эмоция праздника, можно считать написанное в 1909 году полотно «Гуляние на Волге». Картину можно найти в Государственном Русском музее. Изображение создано Кустодиевым масляными красками, но наполнено при этом ощущением «подвижных» красок, напоминая работу с эффектом смешанной техники, использованием разнообразных художественных материалов.
На картине изображено народное гулянье на берегу реки. Работа отличается многоплановой композицией. Автор как будто рисует образ, находясь на возвышении, с высокой точки зрения. На переднем плане картины изображены непосредственно сами отдыхающие разного положения и статуса. Здесь и дамы в шляпках, украшенных цветами и лентами. Светлым ярким образом дам сопутствуют образы щеголеватых, разодетых по последней моде молодых людей. Молодые дамы легки, в руках у них воздушные сложенные до поры белоснежные зонтики.
Один из мужчин изображен с тростью и золотой цепочкой от часов. Все в его образе говорит о том, что он красавец и щеголь. Вокруг толпится простой народ, бабы да мужики, одетые под стать празднику. Мужики в ярких малиново-алых рубахах, а женщины — в платках белых и пестрых нарядных платьях. Все перемешалось, все краски, сословия и стало единым, разноцветным праздником. Весь окружающий мир превратился в ярмарочное шумное торжество, где надрывные звуки уличного оркестра тонут в разговорах и смехе гуляющей толпы, выкриков торговцев, зазывающих к себе веселящийся народ.
Средний план картинного пространства заполняет прекрасный вид на Волгу и ярко-зеленый пейзаж на фоне вечернего неба и постепенно угасающего летнего дня. Великолепно выписана Кустодиевым русская береза — великий символ. Легкие нежные, зеленые, сочные краски, яркая, пушистая зелень, точно сложная вышивка, мягкая, теплая, родная. И все это на фоне голубой, прозрачной Волги, могучей русской реки. Самый дальний план рисует перед нами противоположный берег, а чудный собор, окруженный прекрасной природой, утопая в зелени, предвечерних сумерках, разноцветных всполохах вечернего неба: иссиня-розовых, розовато-бледных и т. д.
Картина «Гуляние на Волге» со сложной композицией в несколько уровней, планов. Но смотрится все это многоплановое действо единым произведением, для которого характерна гармония деталей, цвета, сюжетных образов. Широкая душа русская раскрывается особенно в ходе таких открытых гуляний и народного раздолья. Силен дух народа, его радость и тяга к жизни, к жизни через край, к жизни взахлеб, к жизни на всю полную мощь.