Алексей Гаврилович Венецианов — зачинатель бытового жанра в русской живописи. Темой его творчества было созвучие мира природы и крестьянского быта, опоэтизированного и облагороженного. Бросив службу в столице, Венецианов перебрался в деревню, где, наблюдая за жизнью крестьян, создал серии работ, полных идеализма и бесхитростной возвышенности.
Гумно любовно изображено художником. Мизансцены, выстроенные живописцем на полотне, представляют зрителю виды ежедневного крестьянского труда, но в них нет и намека на тяжесть и рутинность жизни в деревне. Действия, запечатленные художником не столь динамичными, носят будто внесюжетный, созерцательный характер, тем самым возвышая тему труда до ее эпического прочтения. Каждый житель деревни вносит свою маленькую лепту в благо возделывания общей земли и сбора урожая.
Тема земледелия и плодородия в творчестве Венецианова приобретает сакральное звучание. По сравнению с исторической живописью современников на античные темы полотна Венецианова стали подлинным открытием для столичной публики первой половины XIX века. Созданная мастером художественная школа для одаренных молодых людей относится к феноменам культуры этого времени.