Меловые скалы на острове Рюген — Каспар-Давид Фридрих

Меловые скалы на острове Рюген — Каспар-Давид Фридрих

Меловые скалы на острове Рюген   Каспар Давид Фридрих

Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он обращен к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты персонажей, а их общая увлеченность бескрайностью мира. Пространство картины «Женщина у окна» — скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряженно глядя щей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха — своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мыс ленно занять его место. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» .

Трое персонажей восхищенно замерли перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелено-желтой береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых утесов. Один из путников простерся у края обрыва, в позе молящегося — он заглядывает в пропасть. Глубину пространства подчеркивает резкий переход от тщательной и четкой живописи первого плана к далеким волнам, переданным сочными разреженными мазка ми. Краски моря постепенно бледнеют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два паруса — удаляющийся и приближающийся — в знак того, что стихия все же укрощена человеком.