Картина «И мы открываем врата». Здесь Николай Рерих обращается к теме «духовной открытости», к которой призывал святой Сергий Радонежский.
Мы видим монаха, открывающего арочные ворота, за которыми — дорога, ведущая к древнерусскому монастырю. Через открытые врата виднеются волнистые холмы, извилистая река — пейзаж, столь характерный для северной русской природы. На одном из холмов стоит часовня. «Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света», — писал художник.
Врата делят картину на два композиционных и смысловых плана. Очерчивая грань между земным миром и божественным, художник дает возможность зрителю почувствовать сам момент прохождения через «святые врата» в мир духа. Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциируется с такими понятиями, как «свет» и «светоч».
Картина напоминает нам о необходимости быть открытыми тому, другому миру. Стены монастыря окрашены сумеречным светом заката. Мы видим проблески света, появляющиеся из глубины пространства монастыря, которые по мере приближения к зрителю становятся ярче. Эти маленькие огоньки света — пламя свечей, горящих в руках монахов. Но это лишь внешний пласт понимания картины.
Глубинный смысл заключается в жертвенном пути монахов, оставивших спокойную жизнь монастырей и вышедших в этот сумрачный мир, чтобы в самоотверженном служении принести ему свет знания. Свечи в их руках символизируют этот свет. Всем известно, что в России Преподобный Сергий Радонежский на протяжении многих веков ассоциируется с такими понятиями, как «свет» и «светоч».