Итальянское утро — Карл Брюллов

Итальянское утро   Карл Брюллов

Карлу Брюллову суждено было раскрыть свой чрезвычайный дар в «стране высоких вдохновений» — Италии, куда его направило Общество поощрения художников в 1822 году: именно здесь он блистательно оправдал все надежды, что подавал в юности.

Живописец позволил себе лирические отступления — картины на жанровые сюжеты, которые, по суждению современного критика, несомненно, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни этой страны, созданы под влиянием непосредственного впечатления.

Это знаменитые «итальянские жанры», и первый из них — «Итальянское утро» — принес ему широкую известность. Героиня картины, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая от играющих на лице и груди рефлексов, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Полотно покорило всех — итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К. П. Брюллову картину, которая была бы «под пару» предыдущей. Мастер стремился развить образное сопоставление бытия природы и человека.

На картине «Итальянский полдень» зрелая красота героини под стать налитой солнечным светом и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов — зенит человеческой жизни. Обе работы, «Итальянское утро» и «Итальянский полдень», находились в Зимнем дворце — в личных покоях императрицы Александры Федоровны, что не мешало художникам и публике видеть их.

В «Дневнике» художника А. Н. Мокрицкого от 14 октября 1835 года повествуется, как он с А. Г. Венециановым посетили будуар императрицы для знакомства с этими живописными шедеврами.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)