«Композиция VIII» была создана в так называемый «холодный период», полотна которого были отмечены строгостью, научной логикой и содержали рациональное начало. В этой картине художник шел от цвета к форме, она создает композицию и является главным действующим лицом.
Кандинский считал эту картину одной из самых главных в своем творчестве — точным выражением своей теории об эмоциональных свойствах цвета, линии, формы. В период завершения работы над ней он преподавал в Баухаузе и работал над книгой «Точка и линия на плоскости».
Зритель был совершенно шокирован переходом от апокалиптических эмоций Седьмой композиции к геометрическому ритму Восьмой. Написанная десятью годами позже, в 1923-м, она представляет собой логическое развитие творческого гения художника и, конечно, в определенной степени отражает влияние супрематизма и конструктивизма, впитанного Кандинским в России и в Баухаусе.
Картина отличается удивительным мажорным тоном, ее жизнеутверждающие цвета и стройные формы, образующие фигуры, не растворяются в пространстве, краски передают и радугу, и деревья, и весенне цветение. Абстрактная живопись Кандинского передает не только настроение автора, но и состояние природы, которое его вызвало.
«Композиция VIII» была одной из первых картин, приобретенных коллекционером Соломоном Гуггенхеймом. В 1930 году он посетил Баухауз, где сразу же купил несколько работ художника. Это стало началом обширной коллекции, которая теперь выставлена в музее Гуггенхейма в Нью Йорке.