Появление знаменитого полеповского «восточного цикла» этюдов связано с задуманной художником картиной «Христос и грешница», из которой впоследствии «вырос» грандиозный евангельский цикл. В 1881 году умерла В. Д. Хрущева, сестра Поленова, горячо им любимая, один из самых близких ему людей. Уже на смертном одре она взяла с брата обещание, что он начнет наконец трудиться «серьезно» — имелась в виду работа над полотном «Христос и грешница», разговоры о котором давно велись.
Пейзажное творчество Поленова в его семье не признавалось «серьезным» делом, в этом смысле родные художника были консерваторами. Ему требовался «материал», и поздней осенью 1881 года он — в компании с известным искусствоведом А. Праховым и князем С. Лазаревым — отправился в путешествие.
Путь его лежал через Турцию, Египет, Сирию, Палестину и Грецию, поездка продлилась до весны 1882 года. Бьющие в глаза краски Востока, его немыслимые типажи, яркие контрасты восхитили и поразили художника — он работал без устали. Так родился «восточный цикл» этюдов — он был показан на передвижной выставке 1885 года и тут же приобретен П. Третьяковым.
Вокруг громко заговорили о новом слове в живописи, сказанном Поленовым. «Впечатление было велико, — вспоминал И. Остроухое. — Это было нечто, полное искреннего увлечения красочною красотою и в то же время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным путем». Представляем два этюда из этой поленовской серии: «Олива в Гефсиманском саду», 1882 и «Константинополь. Золотой рог».