Маленькая гостиная, небольшой стол в окружении мягких диванов и кресел. Что может быть более уютным и наполненным домашним спокойствием? Все что угодно, но не комната, изображенная на холсте Роберта Фалька. Его «Красная мебель» с первого же взгляда наполняет душу ощущением произошедшей или сиюминутно готовой разразиться трагедии.
Работа над полотном велась в сложный для Фалька период жизни. Тяжелые переживания, связанные с проблемами личной жизни, тревожные мысли о произошедших общественных потрясениях и их непредугадываемых последствиях — все это глубокой экспрессией цвета и форм отразилось на его картинах.
«Красная мебель» принадлежит к жанру интерьера, здесь нет одушевленных действующих лиц. Только красные диван и кресла, стол со стоящей на нем черной бутылкой и готовой упасть белой скатертью. Вместе с тем, от полотна исходят невероятно сильные эмоции. Насыщенный красный цвет наделяет мебель огромной, готовой поглотить все вокруг агрессивной энергией. Еще немного, и под ее напором упадет и исчезнет белая скатерть — единственный отголосок света в этой мрачном, лишенном окон пространстве. Та же судьба вскоре настигнет неустойчивый одноногий стол, после чего в пугающем сумраке комнаты останется лишь всепоглощающий красный хаос.
Тончайшим цветовым психологизмом проникнута эта картина. Страшный и жуткий красный интерьер, экспрессия которого усиливалась нервными, хаотичными мазками кисти, рождал множество ассоциаций. Полотно воспринимали как новую интерпретацию «Тайной вечери», видели аллегорию революционных событий и их последствий, ощущали безысходность, глубокий трагизм или же, напротив, жизнеутверждающее начало.
Здесь нет сюжета как такового. Но чтобы наполнить картину эмоциями и драматизмом, художнику он и не требовался. Описывать не конкретное, а «пластическое событие» — в этом суть живописи по Фальку. И работа «Красная комната» служит ярким тому примером.