Франц Марк — известный немецкий живописец-экспрессионист, основавший вместе с В. Кандинским альманах, а затем и объединение «Синий всадник». Творческий путь Франца Марка очень неоднозначен, за короткую жизнь им были пройдены очень непохожие друг на друга этапы.
Первоначально источник максимальной приближенности к природе и, следовательно, наивысшей чувственности и искренности он искал в изображениях животных. Именно в этом он находил «…приток свежей крови в природе…». Поиск новых способов выражения приводит Марка к авангардистам, вместе с которыми он принимает участие в создании журнала «Пан». Творческий поиск художника обусловлен желанием проникнуть в суть вещей, увидеть «духовную сторону природы» за границами материальной видимости.
Первоначально Марк стремится уйти от цивилизации в мир дикой природы, но постепенно он и здесь начинает тяготиться обилием плотского. Вырисовываемые реальные образы животных постепенно становятся у него все более и более схематичными. Таким образом осуществляется переход творчества Марка от «сезаннизма к экспрессионизму». В конце концов образы животных трансформируются у него в совершенно абстрактные образы, рождающие собственный мир художника.
Одним из «переходных» полотен Марка является картина «Красные кони». Некоторая схематичность композиции не уменьшает ощущения реальности изображения — полных внутренней кипучей энергии трех коней. Хотя по стилистике эта работа уже напоминает ритмическую арабеску своей декоративностью, близкой к фовистам и экспрессионистам, это еще «живая» натуральная живопись. Красный цвет — выражение высшей природной чувственности в ощущении художника. Сила и неудержимость дикой природы Передают пульс жизни, ее искренность в не тронутом человеком виде.
В последующих работах реальные образы животных постепенно наполняются «стеклянной» прозрачностью, линии создают геометрические силуэты. В работе 1914 г. «Борьба форм» Марк уже выступает как абсолютный абстракционист.
Объединение «Синий всадник» было создано в 1911 г. Марком вместе с В. Кандинским и просуществовало до 1914 г. Оригинальное название было придумано сообща основоположниками: и Кандинский, и Марк предпочитали синий цвет; первый находил колоритными всадников, второй всю жизнь обожал лошадей. В определенной степени необходимость в подобном объединении существовала уже несколько лет, однако только отказ официальной выставки «Мюнхенский Сецессион» принять работы авангардистов показал невозможность художников нового направления существовать в рамках «общепринятой» живописи.
Новое искусство выходило за рамки реальности, оно начинало существовать по своим собственным законам в собственном, созданном чутьем и рукой художника мире. Сам Марк писал, что модернисты изображали «вещи, спрятанные под покровом видимости». Загадка бытия, не познаваемая суть всего интересовала и художников «Синего всадника». Считается, что первая абстрактная картина была написана другом Марка — В. Кандинским в 1910 г.
Путь художников нового объединения, начавшийся от экспрессионизма, постепенно под влиянием своих лидеров переходит к все более и более бунтарствующим и революционным способам самовыражения и самопоиска, находящихся порой на грани «неискусства». Работы, выполненные участниками «Синего всадника», наполнены яркими цветами, символическими и чисто декоративными элементами. Это очень отчетливо проявилось в полотне Марка «Башня синих лошадей», к сожалению, не сохранившемся и доступном зрителям только на фотографиях. Если Кандинский развивал эмоциональный, «аморфный» абстрактивизм, то Марк со временем перешел в направление геометрической абстракции. Художник Франц Марк трагически погиб под Верденом в возрасте 36 лет.