Картина продолжает тему тяжелой доли женщины слева, намеченную Антуаном Лененом в Групповом портрете в интерьере. На главном месте неподвижно замерла пожилая уставшая женщина с натруженными руками. За ее спиной горящий камин.
У камина слева ее зять в темной одежде, справа устало прислонилась к стене младшая дочка. Вокруг стола: беззаботного вида младший сын с дудочкой, муж, нарезающий хлеб, старшая замужняя дочка-красавица с круглым лицом и ямочками на щеках, сильным молодым телом — любимая модель художника. За ее спиной ее дети: дочь, сын и как свидетельство отдельной семьи своя кошка. Мужчина за столом тепло одет и в широкополой шляпе. Лицо с острыми чертами и большими глазами человека покладистого, доброго, безотказного труженика. Сейчас он режет хлеб.
Но глава семьи и ее распорядитель — его жена. Она выделена белой безрукавкой с капюшоном и положением в центре между собачкой, зятем, дочкой и сыном с дудочкой. Зять на втором плане: в его семье первое слово тоже за женщиной — его женой. Смысл картины полагаю в следующем. Крестьяне выращивают пшеницу и виноград, а это вино и хлеб в руках семьи крестьян: женщины и мужчины. Это превращенные тело и кровь Христа-спасителя. Христос к реальным, вещественным хлебу и вину не имеет отношение, в Христе полагают носителя духовных основ бытия, которые сродни хлебу и вину. Нет, говорит Ленен, именно крестьяне, создавая материальную пищу, реальные хлеб и вино, несут тем самым в себе и духовные опоры, высшие нравственные ценности честного труда, доброты, семейного и человеческого согласия. Тяжел их хлеб. Особенно трудно женщине, которой держится семья.