Экспериментировать со скульптурой Лейтон начал, когда при работе над многофигурными полотнами придумал пользоваться «подсобными» глиняными моделями. Эти модели, как мы помним, помогали художнику определить позы персонажей будущей картины, уточнить направление складок одежды — словом, выполняли «чернорабочую» функцию.
Закончив работу над полномасштабным этюдом композиции, Лейтон обыкновенно выбрасывал большую часть моделей, но с некоторых делал гипсовые отливки, которые хранил в своей мастерской. Позже мастер создал три скульптуры, в бронзе — одна из них называлась «Лентяй», 1882-85 .
Наиболее удалась, по общему мнению, Лейтону скульптура «Атлет, борющийся с питоном» . Она получила немало хвалебных отзывов на выставке Королевской Академии в 1877 году. За основу Лейтон взял популярный древнегреческий миф, повествующий о троянском прорицателе Лаокооне, задушенном змеями. «Атлета» немедленно объявили новым шагом в английской скульптуре, которая в то время переживала период глубочайшего упадка.
На фоне невыразительных парковых статуй и портретных бюстов, выходивших из-под резца британских скульпторов, «Атлет» действительно смотрелся выигрышно. Эта мощная, выполненная в натуралистической манере работа принесла художнику золотую медаль Парижской выставки 1878 года.