Рыбак и сирена — Фредерик Лейтон

Рыбак и сирена   Фредерик Лейтон

Из всей древнегреческой мифологии наибольшей известностью пользуется та часть, что рассказывает об олимпийских богах и их детях — героях. Однако же олимпийское поколение богов — далеко не первое. Были времена, когда боги имели облик тех стихий, из которых возникли: бездны, воды, воздуха, ночи. Им пришлось сочетаться браком друг с другом, чтобы продолжиться.

Так, постепенно существа, наводящие ужас и весьма далекие от людского облика, стали постепенно принимать антропоморфное обличье. Действуют в мифах и существа, находящиеся на грани между божествами и людьми, — сирены, наяды, дриады. Их стихия — вода, но облик — человекоподобный.

На картине Фредерика Лейтона «Рыбак и сирена» изображен момент соблазнения одним из таких существ простодушного наивного юноши. Ведь, в сущности, что такое сирена? Древнегреческий аналог русалки. Символ человека с холодным сердцем, неспособным к любви, но увлекающим за собой на верную гибель ангельским пением.

Само тело сирены словно вырастает из воды, из морской пены, а затем свивается дьявольскими кольцами вокруг ног рыбака. Он уже изображен пассивным и безвольным, утратившим всякую способность здраво мыслить и сопротивляться охватившему его наваждению. Глаза закрыты, он погружен в блаженную истому.

Руки сирены обвились вокруг его шеи, уста стремятся к его устам. Удивительно, что на рыбаке — набедренная повязка, ведь в Греции существовал культ обнаженного человеческого тела, причем тела именно мужского.