Достаточно темное и несколько наивное по технике исполнения полотно «Лилии Темзы» принадлежит творчеству англичанина Томаса Брукса. Это образец эпохи неоклассицизма, с его иллюзиями о прекрасной жизни и идеализацией действительности. Несмотря на светлую задумку и чувственность момента соприкосновения женских пальцев с нежной лилией, воображение рисует мрачный пейзаж. По причине контраста красок и практически безвоздушного пространства картина напрашивается на критику.
Здесь есть ряд несоответствий в пользу источника света. Зритель видит, что кусок дальнего плана освещен лучами с левой стороны, как раз на границе зарослей, а свет на лицах девушек отражается справа. Почему? Не знание основ живописи или упущенный нюанс? Теперь о сюжете. Он довольно-таки прост для понимания и чтения «рассказа» о праздной жизни девушек высших сословий Англии. Беспечная прогулка и тишина укромного уголка природы немного усыпляют, давят липким молчанием. Подруги скромны.
Вероятно, им далеко за двадцать и темперамент уже не тот, что мог окрасить радостью лица от приятной находки. Интересно судно из дерева. Лодка из светлого дерева вытесана добротно, украшена, видимо, вензелями, удобна и широка. Кажется, что она новая, а девушки решили ее «обкатать», как принято. Сами участницы не менее привлекательны. Брукс уделил внимание их нарядам и непохожести. Его кисть ловко прописала мелкую бижутерию и складки пышных юбок. Здесь есть характерный орнамент английских полосок на ткани, и первые шляпки-котелки, кожаные перчатки цвета горчицы.
Растительные элементы Брукса Томаса «ухожены» и ювелирно прописаны. Каждый листочек, как на ладони, пучки осоки, сами лилии на блинах зеленых листов — всего много и качественно «выращено». Техника Брукса особая. Масляная живопись автора отличается узнаваемым наложением краски — растиранием до тонкого пласта на холсте, глянцем в тени пейзажа, ровным заполнением пространства. Спокойное письмо. А вот колорит истинно бруксовский — темный, давящий, со смешением угольной сажи, камели и бронзы. Радует прекрасная компоновка деталей.
Художник объединил в работе природу и подруг, водоем с пятнами отражений и кусочек света. Бытовая сцена тихой прогулки не отпечатывается в памяти неординарностью, не цепляет воспоминания, не приковывает взгляд, а напрашивается на пару ярких бликов и солнечных зайчиков.