Мадонна луговая — Джованни (Джамбеллино) Беллини

Мадонна луговая   Джованни (Джамбеллино) Беллини

В центре композиции образ сидящей на лугу молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка божественного малыша кажется скульптурно смоделированной, что напоминает о близком знакомстве мастера с творчеством Мантеньи.

Однако мягкость светотеней и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что Беллини нашел свой путь в живописи. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. Картина исполнена в смешанной технике, что позволило художнику сделать контуры мягче, а цвета насыщенней.

Нам ничего не известно ни об истории написания этой картины, ни о том, что с ней происходило до 1858 года, когда она впервые была обнаружена. Время от времени появляются искусствоведы, пытающиеся оспорить авторство Беллини, однако эти попытки всякий раз оказываются несостоятельными. Картина необычна своим горизонтальным форматом. Как правило, живописцы изображали Мадонну с Младенцем на полотнах вертикального формата. Кроме того, не характерна для Беллини и поза Богоматери, сидящей на земле. Чаще всего художник писал Мадонну либо по пояс, либо на троне.

Поза спящего Младенца Христа предвосхищает ту позу, в которой будет лежать на коленях Матери Его мертвое, снятое с креста тело. Пространство картины наполнено символическими деталями, вселяющими в душу зрителя грусть и тревогу. Самый пейзаж кажется окутанным печальной дымкой. При этом он светел, пронизан солнечными лучами. Английский искусствовед Кеннет Кларк писал об этой картине в своей книге «Пейзаж в живописи» : «Беллини изображает холодный, но солнечный день, какие случаются в самом начале весны, когда едва-едва сходит снег…

Мягкий свет заливает дома и башни города, но каменистая земля на переднем плане находится в тени и дышит холодом. Благодаря выбранному освещению художник получает возможность изобразить фигуры так, что они кажутся высеченными из мрамора античными статуями».