В юношестве, когда художник пытался найти свой стиль, он часто рисовал членов семьи, а также домашних животных, при этом старался не просто качественно перенести на полотно изображение оригинала, а стремился воплотить на холсте жизнь, движение, ощущения, и даже характер модели.
В картине «Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком» ощущается, что женщина со следами былой красоты, вряд ли была избалована судьбой, скорее наоборот, увядание молодости связано с горестями, переживаниями, смиренным несением своего креста.
От облика женщины веет естественностью, отсутствием желания выглядеть эффектно, привлекательно, она не ищет контакта со зрителем, а пытается его избежать.
Некоторые критики считают, что в ранних картинах, где художник изображал графиню Адель, несмотря на соответствие стиля полотен основным канонам импрессионизма, молодой Лотрек не искал более того, что мог увидеть.
Работая в жанре портрета, Лотрек «щадил» только мать, изображая ее с нежностью, без язвительного гротескного привкуса.